Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

При профессиональной работе в AutoCAD неизбежно встает вопрос о механизме задания толщины линий чертежа. Хотя данный вопрос может показаться мелким и не ст оящим рассмотрения, на самом деле он важен и требует тщательной проработки, особенно если рассматривается работа большого предприятия с передачей информации в электронном виде между структурными подразделениями.
Способы задания толщины линии описаны во многих источниках, но, к сожалению, анализ того или иного способа отсутствует.
В данной статье дается самое полное представление обо всех возможных способах, об их преимуществах и недостатках, чтобы можно было выбрать наиболее эффективный в тех или иных условиях.

В ранних версиях AutoCAD толщина линий определялась цветом объекта. Если быть более точным, при выводе на перьевой графопостроитель номер пера (а значит, и толщина линии) задавался в соответствии с номером цвета. Хотя перьевые графопостроители канули в Лету, методика использования теперь уже виртуальных перьев осталась и с успехом применяется.

Начиная с 10-й версии в AutoCAD появилась полилиния, которая могла иметь толщину, задаваемую пользователем. Поэтому во многих случаях чертежи стали выполняться с применением полилинии соответствующей толщины. Иногда даже использовался следующий механизм работы: сначала чертеж выполнялся в тонких линиях, после чего обрисовывался полилиниями требуемой толщины.

Начиная с 2000-й версии появились еще два способа задания толщины линий: посредством веса линии и с применением именованных таблиц стилей печати. Пользователи, которые впервые сели за AutoCAD, начали оперировать весом линии. А об именованных таблицах стилей печати вообще мало кто слышал.

Таким образом, в AutoCAD на данный момент существует четыре способа задания толщины линии. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Толщина объектов определяется толщиной полилинии («толстой» полилинией)

Этот способ обладает следующими недостатками:

  • при масштабировании объектов толщина линий также масштабируется (рис. 1), поэтому после выполнения команды приходится переопределять толщину объектов;

Рис. 1

Рис. 1

  • толщина линии является атрибутом объекта, а не слоя, поэтому отсутствует гибкий механизм изменения толщины группы объектов, находящихся в одном слое;
  • отсутствует возможность переопределения толщины объектов ссылочного файла. Если, например, строительная подоснова выполнена в толстых полилиниях и подключена как ссылочный файл, то изменить толщину линий строительной подосновы невозможно;
  • для жирного начертания букв, например в заголовках, необходимо применять другой шрифт (имеются в виду векторные шрифты) — рис. 2;

Рис. 2

Рис. 2

  • отсутствует стандартизация по использованию определенного набора толщин линий в пределах организации, проекта и т.п., так как пользователь может назначить объектам любую толщину;
  • чертежи с «толстыми» линиями при разработке на экране отображаются небрежно, хотя это субъективное мнение авторов;
  • при работе с видовыми экранами один и тот же объект в разном масштабе будет иметь различную толщину.

Однако у этого метода есть и преимущества:

  • реальную толщину линии всегда видно на экране (принцип WYSIWYG );
  • для распечатки чертежей дополнительно не требуется никаких таблиц, функционально задающих толщину линий, а значит, упрощаются процедуры вывода чертежа на печать и передача чертежей в другие системы;
  • отсутствуют проблемы с распечаткой цветных чертежей.

Следует заметить, что толщина полилинии по приоритету является наивысшей. Это означает, что даже с применением веса или таблиц стилей печати толщина линий будет определяться именно толщиной полилинии.

Некоторые вышеприведенные недостатки являются критичными и в ряде случаев не позволяют использовать данный способ задания толщины линий объектов (например, при работе со ссылочными файлами и видовыми окнами).

Однако данный метод успешно применяется некоторыми программами, результатами работы которых является графический файл (формата DXF или DWG), — при таком подходе с выходными файлами отсутствуют проблемы при распечатке, которые могли бы возникнуть в случае использования других методов.

Также нельзя привести серьезных доводов (за исключением единого стандарта предприятия), однозначно исключающих данный способ при выполнении схем (технологических, функциональных и т.п.).

В начало В начало

Толщина объектов определяется цветом (использование цветозависимых таблиц стилей печати)

В данном случае большую роль играют цвета объектов, и уже при настройке параметров листа (или модели) присоединяется цветозависимый стиль печати ( CTB-файл), который задает соответствие «цвет — толщина». CTB-файл ставит в соответствие не только толщину (а точнее, вес) линии каждому цвету, но и цвет объекта при печати, заливку, тип линии и прочие параметры.

Рассмотрим палитру цветов AutoCAD (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Вначале кажется, что дополнительные цвета (цвета, номер которых больше 9, — на рисунке они расположены в верхней части) сгруппированы странным образом. Если же принять, что одна строчка цветов (заметим, что в пределах строчки номера цветов оканчиваются на одну и ту же цифру) соответствует одной толщине, все встает на свои места.

Например, примем, что пятая строчка сверху будет соответствовать толщине линии 0,5 мм. Тогда, если номер цвета оканчивается на 0, его толщина будет равна 0,5 мм — таким образом, по цвету объекта очень легко определить его толщину.

В каждой строке представлены все цвета, поэтому, присваивая каждой полосе свой цвет, мы получаем, что в пределах заданной толщины можно выбрать любой цвет. Например, в нашем случае объектам, которые будут печататься толщиной 0,5 мм, мы можем присвоить цвет и 50 (желтый) и 10 (красный), и 130 (голубой) и др.

Заметим, что палитра дополнительных цветов также разделена на две части: вверху приведены четные номера, внизу — нечетные. Этим можно воспользоваться для дополнительной градации. Например, если принять, что четные цвета будут выводиться как есть, то есть в цвете, а нечетные — черным цветом.

В начало В начало

Применение цветозависимых стилей печати

Данный способ имеет следующие преимущества:

  • при изменении масштаба толщина линии не меняется (рис. 4);

Рис. 4

Рис. 4

  • по этой же причине при работе с видовыми окнами один и тот же объект в разных масштабах будет иметь одну и ту же толщину;
  • цвет линии является атрибутом слоя, что позволяет гибко менять толщину определенного набора объектов (выполненных в одном слое), а также толщину объектов ссылочного файла;
  • позволяет задавать жирное начертание, не меняя тип шрифта (имеются в виду векторные шрифты) — рис. 5;

Рис. 5

Рис. 5

  • используемый набор толщин унифицирован и определяется соответствующей таблицей стилей печати.

Однако этому методу присущи и недостатки, а именно:

  • реальную толщину линии не всегда видно на экране;
  • существуют проблемы при выводе цветных чертежей.

К недостаткам можно было бы отнести и наличие стиля печати для корректной распечатки. Однако, если посмотреть с другой стороны, стиль печати обеспечивает унификацию толщин линий и недостатком не является.

Что касается распечатки цветных чертежей, то здесь есть несколько выходов из положения:

  • использовать отдельный CTB-файл, где веса линий не переопределять, а из каждой полоски переопределить на черный только один цвет, а остальные оставить как есть. В этом случае спектр цветов будет ограничен, но чертеж — это не рисунок, задача по реальному отображению цветов здесь не ставится, а для чертежей данной палитры будет вполне достаточно;
  • применять отдельный CTB-файл, где веса линий не переопределять, а в чертежах толщину линий задавать весом слоя/объекта;
  • несколько необычный, но самый эффективный вариант: для того чтобы объект распечатался в цвете, ему (или соответствующему слою) следует задавать цвет не из стандартной палитры, а из цвета в формате RGB или HSL.

Теперь рассмотрим нюансы отображения толщины линий на экране. Конечно, можно выполнять чертежи без визуальной ориентации на толщину линии, однако в некоторых случаях отображение реальных толщин линий бывает полезным, например, чтобы проконтролировать, не будут ли линии при печати сливаться. Причем если линии на экране хорошо различимы, то при печати они могут слиться и станут неразличимы. Пример приведен на рис. 6.

Рис. 6

Рис. 6

Для отображения толщины объектов в соответствии со стилем печати необходимо в параметрах листа (к сожалению, в пространстве модели этого сделать нельзя) установить таблицу стиля печати и поставить флажок «Показать стили печати» (рис. 7), а также включить кнопку отображения веса линии в строке состояния. Теперь начинается самое интересное. Если в параметрах листа масштаб отображения установлен 1:1 или близкий к нему, то в пространстве листа мы увидим реальную толщину линии. А если масштаб отличен от 1:1, то вес линии в большинстве случаев не будет отражать ее реальную толщину, которой будут печататься объекты, независимо от переключателя «масштабировать веса линий».

Рис. 7

Рис. 7

Данный недостаток присущ не только этому способу задания толщины линий объектов, но и всем приведенным далее.

В начало В начало

Задание толщины линии весом, без использования таблиц стилей печати

Начиная с AutoCAD 2000 появилась возможность задавать вес линий как атрибут слоя и объекта. Поскольку это наиболее очевидный способ, он зачастую и применяется.

Данный метод имеет следующие недостатки:

  • отсутствует стандартизация по использованию строго определенного набора толщины линий в пределах организации, проекта и т.п.;
  • отсутствует возможность изменить толщины линий у пакета чертежей;
  • реальную толщину линии не всегда видно на экране;
  • отсутствует возможность управления отображением конца линии, цветом объектов и некоторыми другими свойствами.

Последний недостаток продемонстрирован на рис. 8, где приведены две линии, начинающиеся с одной координаты X. Для тонких линий тип конца большого значения не имеет, а для толстых — весьма важен. Управлять им можно только при помощи таблиц стилей печати.

Рис. 8

Рис. 8

Преимущества данного метода:

  • нет проблем с выводом на печать цветных чертежей;
  • при изменении масштаба толщина линии не меняется;
  • по этой же причине при работе с видовыми окнами один и тот же объект в разных масштабах будет иметь одну и ту же толщину;
  • вес линии является атрибутом слоя, что позволяет гибко менять толщину определенного набора объектов (выполненных в одном слое), а также толщину объектов ссылочного файла;
  • позволяет задавать жирное начертание, не меняя тип шрифта (имеются в виду контурные шрифты).

Очень часто этот способ совмещается с использованием цветозависимых таблиц стилей печати, когда при печати выбирается стиль monochrome. ctb, где всем цветам присвоен черный цвет, а толщина определяется объектом/слоем. Однако для управления отображением конца линий объектов необходимо создать и настроить свой стиль печати.

В начало В начало

Использование именованных таблиц стилей печати

В этом случае появляется дополнительный атрибут (у слоя и у объекта), который определяет, как данный объект будет выводиться на печать.

Если чертеж выполнен на основе шаблона, ориентированного на именованные таблицы стилей печати (например, acadISO — Named Plot Styles.dwt), то в свойствах слоя и объекта появляется дополнительный атрибут для изменения — стиль печати (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

Если же требуется создать файл без использования шаблона, то в настройках AutoCAD на закладке «Печать/Публикация», кнопка «Таблицы стилей печати», следует задать тип стилей печати (цветозависимые или именованные) при создании нового чертежа без шаблона.

При применении именованных стилей печати цвет объекта будет задавать цвет объекта на экране, а вот как объект будет распечатан (толщина линии, тип концов, затенение, цвет линии), определяется дополнительным свойством объекта/слоя — стилем печати.

Единственным недостатком данного метода является то, что реальную толщину линии не всегда видно на экране.

Преимущества данного метода такие же, как и у способа с использованием цветозависимых таблиц стилей печати, к тому же проще выполнять цветные чертежи.

Прежде чем выбирать наиболее оптимальный способ задания толщины линии, нужно ответить на вопрос, для чего она нужна. Толщина линии предназначена для восприятия объектов. Объекты на черно-белых чертежах можно различать либо по типу линии, либо по толщине. Причем при выполнении чертежей используются не более трех толщин. Чертежи в бумажном виде являются конечной продукцией проектировщика, а работает он с электронной версией на компьютере.

Человек воспринимает информацию на экране компьютера гораздо лучше, если она выделена цветом, а не толщиной линий. Во-первых, при небольшом масштабе линии разной толщины будут выглядеть одинаково и различать объекты будет невозможно. Во-вторых, монитор имеет конечную разрешающую способность, что не дает возможности так же хорошо, как на бумаге, воспроизводить толстые линии. Более того, если человек хорошо различает линии до трех типов толщин, то цветов — два десятка, благодаря чему можно закодировать гораздо большее число объектов и удобочитаемость чертежа повысится.

Итак, для чертежей на бумажном носителе толщина линии является наиважнейшей характеристикой объекта; для чертежей в электронном виде, а именно с ними и работает проектировщик, наиважнейшей характеристикой объекта является цвет.

Каким же образом задавать толщину линии? На первый взгляд оптимальным способом является использование именованных таблиц стилей печати. В этом случае применяется один STB-файл для распечатки как цветных, так и черно-белых чертежей. Цвет определяет объекты на экране, а в случае цветных чертежей — и при печати. Толщина линий, типы концов и т.п. задаются через атрибут объекта/слоя — стиль печати. Однако у этого способа есть один довольно серьезный недостаток — очень сложно преобразовывать чертежи, выполненные на основе цветозависимых таблиц печати, если чертеж уже готов, требуются определенные усилия для его конвертации. Это и является сдерживающим фактором, учитывая, что более 90% пользователей AutoCAD сознательно или несознательно работают с чертежами, созданными на основе цветозависимых таблиц стилей печати.

Если сравнивать способы применения цветозависимых таблиц стилей печати и использование веса, то, на мой взгляд, первый способ предпочтителен, так как в этом случае обеспечиваются унификация по толщинам линий и возможность задания типов концов объекта. Однако нужен стандарт предприятия, чтобы пользователи применяли единый набор таблиц стилей печати, а не каждый свой.

В условиях маленькой организации более эффективным может быть использование только веса объектов.

«Толстые» полилинии при разработке чертежей, основанных на планах, использовать категорически нельзя. Такие чертежи при комплексной работе содержат ссылочные файлы и видовые окна, а, как уже было сказано, в этих случаях «толстые» полилинии применяться не могут. При разработке же схем, особенно когда требуется оценить зазор между линиями, который получится при распечатке (например, при проводке электрических шин), использование такой методики оправданно. Хотя обычно схемы строятся с определенным шагом, поэтому необходимый зазор между линиями обеспечен.

В данной статье был сделан анализ различных способов задания толщины объектов. Какой из способов выбрать — зависит от конкретных условий эксплуатации, и в конечном счете решение остается за CAD-администратором предприятия.

В начало В начало
Источник: http://sapr.ru/article/19104


Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде

Как сделать толстые линии в автокаде